ТИПЫ УРОКОВ
I. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид учебных
занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и
трудовой практикум.
Цель - изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление
связей и отношений в объектах изучения.
Организация начала урока:
Проверка домашнего задания
Подготовка учащихся к усвоению
Изучение нового материала
Первичная проверка усвоения знаний
Первичное закрепление знаний
Контроль и самопроверка знаний
Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании
II. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум,
экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Цель - вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков
по их применению.
Логика процесса закрепления знаний:
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью
можно определить, где применить?
Пробное применение знаний
Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений
безошибочного применения знаний.
Упражнения с переносом знаний в новые условия.
III. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий:
практикум, лабораторная работа, семинар.
Цель - усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и
навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика - процесса комплексного применения ЗУН:
Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
IV. Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий:
семинар, конференция, круглый стол.
Цель - усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.
Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов,
литературы.
Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым
материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими
схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение
части в целое.
Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.
V. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Вид учебных
знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.
Цель - определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений,
навыков.
В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность,
направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет
комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это
значит: понял, запомнил, воспроизвел.
Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это
значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных
условиях, где нужно узнать образец.
Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел
знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.
VI. Комбинированный урок
1. Организационный этап
2. Этап проверки домашнего задания
3 . Этап всесторонней проверки знаний
4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового
материала
5. Этап усвоения новых знаний
6. Этап закрепления знаний
7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его
выполнению
Самоанализ урока
Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с
предшествующими уроками?
Какие особенности класса были учтены при планировании урока?
Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор
задачи?
Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?
Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам
урока)?
Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические,
эстетические и временные) были созданы на уроке?
Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?
Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли
перегрузки учащихся?
Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока? |