Требования к современному уроку (выступление на МО, 2011)
Стратегическая задача современного
образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных
учебных навыков. Основа ФГОСов – учебные универсальные действия.
Задача модернизации – плавный переход от
репродуктивного, исполнительского мышления, в основе которого лежит
деятельность уч-ся по образцу, алгоритму, к продуктивному, самостоятельному
проектированию процесса школы как модели социокультурного пространства, где
совершается становление личности. В основе стандарта -деятельностная парадигма
образования, где в учебном процессе меняются роли учителя и ученика.
Ученик - главная фигура учебного
процесса, он учится сам, а учитель выявляет индивидуальные особенности ученика.
Параметры современного урока:
- самостоятельный выбор УМК (в учебнике
важна система заданий), создание рабочей программы (вменено в обязанности
учителя)
- четкость понимания целей преподавания
(что, для чего, что развиваем?)
- воспитание любви к русскому языку,
сознательного отношения к языку как к духовной ценности, формы продолжения
национальной культуры и истории народа
- осуществление коммуникативного
подхода к обучению, когда учителем создаются условия для включения ученика в
коллективный поиск ответа c аргументацией своей точки зрения
- необходимость речетворческой,
речемыслительной деятельности
- применение основных положений
личностно ориентированного подхода в процессе обучения:
·
учить
учащихся ставить собственные цели обучения
·
согласовывать
цели преподавания с целями учения уч-ся
·
применять
современные технологии обучения
·
адаптировать
материал учебника к учебной ситуации
·
формировать
у уч-ся приемы учения
·
максимально
обеспечить самостоятельность учения уч-ся на уроке
- реализация
коммуникативно-деятельностного подхода в преподавании
- каждый урок русского языка – урок развития речи, необходима работа
с текстом на каждом уроке
- внимание устной речи, грамотной
лингвистической
- изучение лингвистических понятий,
явлений языка, речи через анализ, объяснение, причинно-следственные связи,
через понимание, а не схематическое заучивание
- организация работы с текстом на
каждом уроке (понимание чужого текста и обязательно создание собственного
текста)
- включение в каждый урок русского
языка работы по лексике, фразеологии через употребление в речи, стремление
привлечь к работе со словом всех учителей-предметников
- изучение системы языка, а не набора
правил!
- рефлексия уч-ся с т.з. нравственных,
правовых, эстетических ценностей
- реализация межпредметных связей на
основе интеграции уроков
- оборудование кабинете в соответствии
с Перечнем
- обеспечение наличия лингвистических
словарей в кабинете, организация постоянной работы с ними, со справочной
литературой на уроках и во внеурочное время
- мобильность во владении информацией
- хорошее владение ИКТ и использование
Интернета в работе учителя на уроке
- системный подход к диагностике,
мониторингу знаний и умений уч-ся (тематический и итоговый контроль через
пособия «Интеллект-центра»)
- знание требований к ЕГЭ, ГИА
- с 5 класса
отработка умений и навыков, необходимых для последовательной, системной,
органичной подготовки к новым формам независимой оценки знаний (компьютерная
обработка теста, схемы, таблицы, формулировка заданий)
- формировать умение рассчитывать время
при выполнении заданий
- развивать внимательность (точность
понимания задания), самостоятельность, уверенность в себе
- исключить возможность списывания при
проведении проверочных работ (жесткий текущий контроль)
- применение логики в поисках решения
(анализ задания, вариантов ответа)
- применение в практике работы с
творческими заданиями критериального
подхода к оцениванию
- опора при оценивании работ уч-ся на
любом этапе на классификацию и квалификацию ошибок, используемую в работе
предметных комиссий по проверке задания С в ЕГЭ
- систематически изучать методические
рекомендации по работе региональных комиссий по проверке задания С в ЕГЭ
- компетентностный подход – нужны не
только знания, а способы их добывания
- необходима практическая грамотность
Источник: http://http: shool-collection.edu.ru |