Итоговая аттестационная работа по литературе. 10 класс.
Инструкция по выполнению работы.
Экзаменационная работа
по литературе состоит
из 3 частей. На ее
выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на
выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 – не более 2 часов, на часть
3 – 2 часа.
Части 1 и 2
включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или
драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте
каждый из предложенных
текстов и последовательно выполните
ряд заданий, направленных
на выявление особенностей
содержания и формы рассматриваемых произведений, а также их связей с
произведениями других авторов.
Анализ текста
эпического (или драматического) произведения
имеетследующую структуру: 7 заданий
с кратким ответом (В), требующих написания слóва
или сочетания слов,
и 3 задания с
развёрнутым ответом (С1 – С3), требующие написания ответа в
объеме 5 – 10 предложений. Анализ
лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 3
задания с развернутым
ответом (С4 – С6) в объеме 5 – 10 предложений.
Выполняя задания
С1 – С6, постарайтесь
сформулировать прямой ответ на
поставленный вопрос, избегая
пространных вступлений и характеристик.
Для экономии
времени при выполнении
заданий с кратким ответом пропускайте те
из них, которые
вызывают у вас
затруднение: к ним вы
сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Приступая к
выполнению заданий части 3,
выберите один из
трех предложенных проблемных вопросов
и дайте на
него письменный развёрнутый аргументированный ответ
в жанре сочинения (в
объеме не менее 200 слов).
За каждый
правильный ответ в
зависимости от уровня
сложности можно получить один
и более баллов.
Баллы, полученные вами
за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как
можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и
выполните задания B1 – B7; C1 – С3.
Солдаты, большей
частью красивые молодцы (как
и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего
офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели
на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно
отражалось на их лицах.
Вследствие этого
страшного гула, шума,
потребности внимания и деятельности Тушин
не испытывал ни
малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить
или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё
веселее и веселее. Ему казалось, что уже
очень давно, едва
ли не вчера,
была та минута,
когда он увидел неприятеля и
сделал первый выстрел,
и что клочок
поля, на котором
он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то,
что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер
в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на
состояние пьяного человека.
Из-за
оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов
неприятелей, из-за вида
вспотевшей, раскрасневшейся,
торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида
дымков неприятеля на
той стороне (после которых
всякий раз прилетало ядро и било
в землю, в человека, в орудие или в лошадь), – из-за вида этих предметов у него
в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение
в эту минуту. Неприятельские пушки в
его воображении были
не пушки, а
трубки, из которых
редкими клубами выпускал дым
невидимый курильщик.
– Вишь, пыхнул
опять, – проговорил Тушин шепотом
про себя, в то
время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, –
теперь мячик жди – отсылать назад.
–
Что прикажете, ваше
благородие? – спросил фейерверкер,
близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.
– Ничего, гранату... – отвечал
он.
«Ну-ка, наша
Матвеевна», – говорил он
про себя. Матвеевной представлялась в
его воображении большая
крайняя, старинного литья
пушка. Муравьями
представлялись ему французы
около своих орудий. Красавец и
пьяница первый нумер
второго орудия в
его мире был
дядя; Тушин чаще других
смотрел на него
и радовался на
каждое его движение.
Звук то
замиравшей, то опять
усиливавшейся ружейной перестрелки
под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к
затиханью и разгоранью этих звуков.
«Ишь, задышала опять, задышала»,
– говорил он про себя. Сам он
представлялся себе огромного
роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет
французам ядра.
– Ну, Матвевна, матушка, не
выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый,
незнакомый голос:
– Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно
оглянулся. Это был
тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся
голосом кричал ему:
– Что вы, с ума сошли? Вам два
раза приказано отступать, а вы... «Ну,
за что они меня?...» – думал про себя Тушин, со страхом глядя на
начальника.
– Я… ничего… – проговорил он,
приставляя два пальца к козырьку. – Я…
Но полковник не договорил всего,
что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило
его, нырнув, согнуться на лошади.
Он замолк и только что хотел сказать еще
что-то, как еще
ядро остановило его. Он
поворотил лошадь и поскакал прочь.
– Отступать! Все отступать! –
прокричал он издалека.
Солдаты засмеялись.
(Л.Н. Толстой «Война и мир»)
При выполнении заданий В1 – В2 запишите ваш ответ в бланк ответов №1
справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
Ответ необходимо дать
в виде слова
или сочетания слов. Каждую
букву пишите в отдельной
клеточке разборчиво. Слова
пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
В 1.Какое сражение описывается в приведенном
фрагменте романа Л.Н. Толстого «Война и мир»?.
B2
Укажите фамилию одного
из главных героев
романа, по достоинству
оценившего действия батареи
Тушина и заступившегося за «маленького капитана» перед начальством.
Для выполнения
задания С1 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер
задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме
5 – 10 предложений.
С
каким эпизодом Бородинской
битвы, изображенной в
романе, перекликается приведенный фрагмент и в чем смысл этой параллели?
(Свой
ответ обоснуйте)
При выполнении заданий В3 – В7 запишите ваш ответ в бланк
ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой
клеточки. Ответ необходимо дать
в виде слова
или сочетания слов. Каждую
букву пишите в отдельной
клеточке разборчиво. Слова
пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
В 3.Какое
название Н.Г. Чернышевский
дал художественному открытию Толстого, отобразившего «текучесть» внутренней
жизни человека, ее изменчивость?
B4 Выпишите
из 3 абзаца фрагмента
слово, которым автор
обозначает необычное состояние героя,
его внутреннее видение
и чувствование происходящего.
В 5 Назовите средство художественной
изобразительности, с помощью которого автор
характеризует поведение солдат
батареи во время
боя (см. 1 абзац фрагмента).
В 6 Какой прием использует автор, сопоставляя
различные проявления Тушина:
его внутреннее
отождествление себя с «мощным мужчиной» и
страх перед начальством? .
B7
Как называется выразительная
подробность в произведении,
несущая важную смысловую и
идейную нагрузку (например, старинная
пушка, прозванная Тушиным «Матвеевной»)? .
Для выполнения
заданий С2 – С3
используйте бланк ответов
№ 2.
Запишите сначала номер
задания, а затем
дайте связный ответ
на вопрос в объеме 5 – 10 предложений.
С 2.Сформулируйте главную
тему фрагмента и
кратко прокомментируйте
высказывание одного из
исследователей: «Тот,
богатырский Тушин, каким он
воображает себя, является
более настоящим, чем "реальный”, видимый Тушин».
C3
В каких произведениях
русской классики ставятся
проблемы, близкие проблематике
приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и
выполните задания B8 – B12; C4–С6.
ПОСЛУШАЙТЕ!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они
были?
Значит – кто-то называет эти
плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтоб обязательно была звезда! –
клянется –
не перенесет эту беззвездную
муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
(В.В. Маяковский)
Для
выполнения задания С4 используйте
бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ
на вопрос в объеме 5– 10 предложений.
C4 Как
вы понимаете основную мысль стихотворения «Послушайте!»?
При
выполнении заданий В8 – В12
запишите ваш ответ
в бланк ответов №1 справа
от номера соответствующего задания,
начиная с первой клеточки. Ответ необходимо
дать в виде
слова или сочетания слов. Каждую
букву пишите в
отдельной клеточке разборчиво.
Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Укажите название авангардистского
течения в поэзии начала ХХ века, одним из лидеров которого являлся В.В.
Маяковский и принципы которого отчасти нашли свое отражение в стихотворении
«Послушайте!».
B8
Ответ:
________________________________________ .
Назовите тип
композиции, характеризующийся
финальным возвращением к исходной
мысли, образу (см. дважды
повторенное обращение лирического героя в приведенном
стихотворении).
B9
Ответ:
_________________________________________ .
B10 Как
называется вид тропа,
средство художественной выразительности, основанное на
переносе свойств одного
предмета или явления
на другие («в метелях полуденной
пыли»)?
Ответ: __________________________________________
.
B11
Укажите термин, обозначающий
повтор слова или
группы слов в
начале смежных строк («значит
– это
кому-нибудь нужно? / Значит –
это
необходимо…»).
Ответ:
___________________________________________.
Стихотворение заканчивается
вопросом, обращенным к
человеку и человечеству. Как
называется тип вопроса, не требующего ответа и нередко являющегося скрытым утверждением?
B12
Для выполнения
заданий С5 – С6
используйте бланк ответов
№ 2. Запишите сначала номер
задания, а затем
дайте связный ответ
на вопрос в объеме 5 –10 предложений.
C5
Какими чувствами наполнена
лирическая исповедь поэта
и что придает
ей особую выразительность?
C6
В каких произведениях
отечественной классики герои
размышляют о связи человека и мироздания
и в чем
эти произведения созвучны
стихотворению В.В. Маяковского «Послушайте!»?
Часть 3
Для
выполнения заданий части 3
используйте бланк ответов
№ 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С7.1, С7.2, С7.3). Дайте
полный развернутый ответ
на проблемный вопрос (в
объеме не менее 200
слов), привлекая необходимые
теоретико-литературные
знания, опираясь на
литературные произведения,
позицию автора и
по возможности раскрывая
собственное видение
проблемы. В бланке
ответов запишите номер
выбранного вами задания.
C7.1
Как вы понимаете слова И.А. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в
обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
C7.2 На какие особенности поэзии А.А. Фета
указывал Л.Н. Толстой, отмечавший «лирическую дерзость» поэта?
C7.3 В
чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и
замечено окружающими? (По рассказу
А.И. Солженицына «Матренин
двор».)
Инструкция по проверке и
оцениванию работ учащихся по литературе
Ответы к заданиям В1 – В12
№ задания
Ответ
В1 Шенграбенское
В2 Болконский
В3 диалектика души
В4 наслаждение
В5 сравнение
В6 контраст <или> антитеза
В7 деталь
В8 футуризм <или> кубофутуризм
В9 кольцевая <или>кольцо
В10 метафора
В11 анафора <или> единоначатие
В12 риторический
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ
ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Внимание!
При выставлении баллов
за выполнение задания
в «Протокол проверки ответов
на задания бланка № 2»
следует иметь в
виду, что, если ответ
отсутствует (нет никаких записей,
свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал
к выполнению задания),
то в протокол проставляется «Х», а не
«0». При
использовании технологии
«КРОК» в подобной ситуации используется
знак «–», а не «Х».
Оценка выполнения заданий С1, С2 и С4, С5
Развёрнутый ответ ограниченного объема (5 – 10
предложений)
Точность и полнота ответа
Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает
понимание специфики задания: отвечает на вопрос, фактические
ошибки в ответе отсутствуют - 3
б) экзаменуемый
отвечает на вопрос
и допускает 1 фактическую ошибку - 2
в) экзаменуемый
отвечает на вопрос
поверхностно, неточно и / или допускает 2 – 3
фактические ошибки - 1
г) экзаменуемый не отвечает на
вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с
поставленной задачей - 0
Максимальный балл 3
Оценка выполнения заданий С3,
С6
Развёрнутый ответ ограниченного
объема (5 – 10 предложений)
Точность и полнота ответа Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает
понимание специфики задания: отвечает на
вопрос, требующий привлечения
литературного контекста (то есть
называет не менее
двух произведений или писателей, в
творчестве которых нашла
отражение указанная проблема или названный мотив,
художественный прием и т.д.), и
дает обоснование для
сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в
ответе отсутствуют - 3
б) экзаменуемый
отвечает на вопрос,
но ограничивается минимальным литературным
контекстом (1 позиция), дает частичное обоснование
сопоставления или / и
допускает 1 фактическую ошибку - 2
в) экзаменуемый
отвечает на вопрос,
привлекая минимальный литературный контекст (1
позиция), не дает
обоснования и / или допускает 2 – 3
фактические ошибки - 1
г) экзаменуемый не отвечает на
вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с
поставленной задачей - 0
Максимальный балл 3
Оценка выполнения заданий С7.1,
С7.2, С7.3
Среди пяти
позиций, по которым
оценивается выполнение задания части 3, первая позиция
(содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы
эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания
ответа ставит «0» баллов,
задание части 3 считается невыполненным. Задание
дальше не проверяется.
По четырём другим аспектам (позициям) оценивания
(2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка №2 выставляется
«0» баллов.
При проверке оценка за первую позицию оценивания задания части 3 ставится в колонку 3 протокола,
за вторую позицию – в колонку 4, за третью – в колонку 5, за четвёртую – в
колонку 6, за пятую – в колонку 7.
1.
Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе
Баллы
а) экзаменуемый
обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свою позицию с учетом
позиции автора, выдвигая необходимые тезисы,
приводя развивающие их
доводы и аргументы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют - 3
б) экзаменуемый
обнаруживает понимание проблемы, предложенной в
вопросе, и предлагает
объяснение её смысла, но
ограничивается общими тезисами,
связанными с проблематикой произведения,
не подкрепляет суждения необходимыми доводами, и / или допускает 1 – 2 фактические
ошибки - 2
в) экзаменуемый
обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но
объясняет её смысл поверхностно или
крайне упрощённо или /
и допускает 3 – 4 фактических ошибки - 1
г) экзаменуемый не
обнаруживает понимания проблемы, предложенной в
вопросе, и / или
даёт ответ, который содержательно не соотносится с
поставленной задачей - 0
2. Уровень владения
теоретико-литературными знаниями
Баллы
а) экзаменуемый
обнаруживает высокий уровень
владения теоретико-литературными
знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины
при анализе литературного
материала - 3
б) экзаменуемый обнаруживает
достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями,
но допускает отдельные неточности в
употреблении терминов при
анализе литературного материала - 2
в) экзаменуемый
не обнаруживает достаточного
уровня владения
теоретико-литературными
знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов
при анализе литературного материала - 1
г) экзаменуемый
не владеет теоретико-литературными знаниями, не
использует
литературоведческие термины при анализе литературного материала - 0
3. Обоснованность привлечения
текста произведения
Баллы
а) текст
рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и
достаточно разносторонне
(цитаты с комментариями к
ним, краткий пересказ,
обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного
рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) - 3
б) текст
привлекается, но не всегда
целесообразно и обоснованно, и /
или имеются отдельные
случаи привлечения текста вне
прямой связи с выдвинутым тезисом - 2
в) текст
привлекается только как
пересказ изображённого без необходимого комментария - 1
г) текст не привлекается,
суждения текстом не обосновываются - 0
4. Последовательность и
логичность изложения
Баллы
а) части
высказывания логически связаны,
мысль развивается от части
к части, нет
нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и
необоснованных повторов - 3
б) части высказывания логически
связаны между собой, мысль развивается
от части к
части, но есть
повторы и нарушения последовательности внутри смысловых
частей высказывания - 2
в) части
высказывания логически связаны
между собой, но мысль
повторяется и не
развивается, есть отступления
от основной проблемы, предложенной в вопросе
1
г) грубые
нарушения
последовательности, нет связи
между частями и внутри
частей, есть повторения,
отсутствует общая логика
высказывания - 0
5. Следование нормам речи
Баллы
а) допущена 1 речевая ошибка - 3
б) допущено 2 – 3 речевых
ошибки - 2
в) допущено 4 речевых ошибки - 1
г) количество
допущенных речевых ошибок
существенно затрудняет
понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок) - 0
Максимальный балл 15 |