Использование ИКТ на уроках русского языка
(выступление на методическом семинаре МОУ, 2012 год)
Нас, учителей не могут не
волновать вопросы, как сделать процесс обучения достойным и интересным для
каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать
себя в ситуации успеха. Цель учителя - добиться эффективной работы всех учащихся
на уроке.
Наступивший 21 век выдвинул в качестве
приоритета в области образования-
формирование компетентной личности, готовой к самостоятельной жизни. Конечно,
невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания
буквально обо всём. Но его можно научить получать знания самостоятельно,
анализировать ситуацию, делать выводы. Всё это достигается с большей
эффективностью при широком внедрении в образовательный процесс информационных
технологий.. Использование этих средств в учебно - воспитательном процессе является средством повышения
мотивации учения и развития мышления учащихся и позволяет со значительно
меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень
усвоения информации
. Действительно, использование ИКТ на уроках дает возможность
воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный,
кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному
материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются
возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются
межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ
на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя,
активизация самостоятельной деятельности учащихся.
Безусловно, компьютер не
заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе
с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование
современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена,
что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но,
в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников.
Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы
использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и
интересным для учащихся
Использ Внедрение ИКТ на уроках русского языка и
литературы позволили мне реализовать
идею развивающего обучения, повысить
темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем
самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий,
сделать урок более ярким и увлекательным.
Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир, увидеть языковые и
литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает
достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы
по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.
Сетевое предметное сообщество
"ИКТ на уроках русского языка и литературы"
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&&tmpl=com
ИКТ
используются на разных этапах урока: при подготовке, во время проведения урока,
во внеурочной деятельности.
На уроках литературы используются:
·
документальные фильмы (биография Пушкина,
Есенина)
·
видеофильмы-справки об исторических личностях,
рассказы о картинах
·
видеоролики по биографиям
·
экранизация лит.произведений
·
заочные экскурсии (Мелехово,
Спасское-Лутовиново, пушкинские места
Москвы, Лермонтов в Москве, Тарханы)
·
видеоуроки
·
презентации, которые эстетизируют урок,
сопровождают лекцию учителя
·
фонохрестоматия
На уроках русского языка:
·
презентации-сочинения по картинам
·
разные виды контроля: тесты, цифровой,
выборочный диктанты
·
повторение материала в схемах, таблицах.
(Построение схем, таблиц в презентации
позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания
с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся,
формируют орфографическую и пунктуационную зоркость)
·
СД- серия «Репетитор»
Основная
функция презентации – служить наглядным материалом. При помощи проектора на
экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям,
фотографии, оживляющие ход урока, пробуждающие в обучающихся интерес к
литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность
писателя. Такая форма работы позволяет работать сразу со всем классом. При этом
презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет
значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном
случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта).. Кроме того,
презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над
литературным проектом.
Вторая функция презентации – информативная.
Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран,
чтобы предоставить возможность учащимся самостоятельно работать с ними. А это
важно, так как старшеклассники мало читают классическую литературу.
В своей работе для уроков изучения художественных произведений, уроков изучения
основ теории и истории литературы, уроков развития речи я использую как готовые
презентации, созданные другими учителями-словесниками, так и свои. Кроме этого,
после проведения уроков-презентаций многие старшеклассники изъявили желание
создать свои презентации. Цель уроков-презентаций данного вида – подготовить учащихся
к вхождению в художественный мир произведения, создать условия для более
эмоционального и информационного восприятия творчества писателя, поэта. Формы
уроков – уроки-лекции, уроки-семинары, уроки в форме заочных экскурсий по
литературным музеям, памятным местам.
С помощью ИКТ
интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами
информационно-коммуникативной предметной
среды, результатом которого является формирование более эффективной модели
обучения.
Использование компьютера в школе может осуществляться на
различных этапах:
·
Подготовка
к уроку
·
Проведение
урока
·
Внеурочная
работа
При
подготовке к уроку учитель может:
·
Быстро
найти необходимый материал
· Подготовить
презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется
большой иллюстративный материал)
Использование
компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:
·
Подготовка
к уроку
·
Проведение
урока
·
Внеурочная
работа
При
подготовке к уроку учитель может:
·
Быстро
найти необходимый материал
·
Подготовить
презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется
большой иллюстративный материал)
·
Подготовить
звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона.
Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель
может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)
·
Можно
создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи
компьютера
·
Также
можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может
быть и домашним заданием для учащихся)
Второй
этап - проведение урока.
·
Фотографии,
видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным
·
Слайды
могут сопровождать лекцию учителя
·
С
помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля
(цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)
Третий
этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях
кружка)
Учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской
деятельности учащихся.
·
Подготовить
звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона.
Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель
может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)
·
Можно
создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи
компьютера
·
Также
можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может
быть и домашним заданием для учащихся)
Второй
этап - проведение урока.
·
Фотографии,
видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным
·
Слайды
могут сопровождать лекцию учителя
·
С
помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля
(цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)
Третий
этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях
кружка)
Учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской
деятельности учащихся. |