Пятница, 27.06.2025, 12:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка

Каталог статей

Главная » Статьи » Другое » ИКТ на уроках

Использование ИКТ на уроках русского языка

Использование ИКТ на уроках русского языка (выступление на методическом семинаре МОУ, 2012 год)


Нас, учителей не могут не волновать вопросы, как сделать процесс обучения достойным и интересным для каждого ученика, как дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха. Цель учителя - добиться эффективной работы всех учащихся на уроке.

 Наступивший 21 век выдвинул в качестве приоритета  в области образования- формирование компетентной личности, готовой к самостоятельной жизни. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всём. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы. Всё это достигается с большей эффективностью при широком внедрении в образовательный процесс информационных технологий.. Использование этих средств в учебно - воспитательном  процессе является средством повышения мотивации учения и развития мышления учащихся и позволяет со значительно меньшими нагрузками и в более короткий срок получить более высокий уровень усвоения информации

.           Действительно, использование ИКТ на уроках дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся.
           Безусловно, компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися методическими средствами. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да это и не нужно. Но я уверена, что умелое использование ИКТ на уроках не только повышает их эффективность, но, в первую очередь, способствует повышению познавательных потребностей учеников. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся

Использ     Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы   позволили мне реализовать идею развивающего  обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.  Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками  погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

 

Сетевое предметное сообщество

"ИКТ на уроках русского языка и литературы"

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&&tmpl=com

ИКТ используются на разных этапах урока: при подготовке, во время проведения урока, во внеурочной деятельности.

На уроках литературы используются:

·         документальные фильмы (биография Пушкина, Есенина)

·         видеофильмы-справки об исторических личностях, рассказы о картинах

·         видеоролики по биографиям

·         экранизация лит.произведений

·         заочные экскурсии (Мелехово, Спасское-Лутовиново,  пушкинские места Москвы, Лермонтов в Москве, Тарханы)

·         видеоуроки

·         презентации, которые эстетизируют урок, сопровождают лекцию учителя

·         фонохрестоматия

На уроках русского языка:

·         презентации-сочинения по картинам

·         разные виды контроля: тесты, цифровой, выборочный диктанты

·         повторение материала в схемах, таблицах. (Построение схем,  таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость)

·         СД- серия «Репетитор»

Основная функция презентации – служить наглядным материалом. При помощи проектора на экран выводятся цветные портреты писателей, иллюстрации к произведениям, фотографии, оживляющие ход урока, пробуждающие в обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяющие образно представить жизнь и личность писателя. Такая форма работы позволяет работать сразу со всем классом. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта).. Кроме того, презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над литературным проектом.

  Вторая функция презентации – информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить возможность учащимся самостоятельно работать с ними. А это важно, так как старшеклассники мало читают классическую литературу.
В своей работе для уроков изучения художественных произведений, уроков изучения основ теории и истории литературы, уроков развития речи я использую как готовые презентации, созданные другими учителями-словесниками, так и свои. Кроме этого, после проведения уроков-презентаций многие старшеклассники изъявили желание создать свои презентации. Цель уроков-презентаций данного вида – подготовить учащихся к вхождению в художественный мир произведения, создать условия для более эмоционального и информационного восприятия творчества писателя, поэта. Формы уроков – уроки-лекции, уроки-семинары, уроки в форме заочных экскурсий по литературным музеям, памятным местам.

С помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной  предметной среды, результатом которого является формирование более эффективной модели обучения.

Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:

·         Подготовка к уроку

·         Проведение урока

·         Внеурочная работа

При подготовке к уроку учитель может:

·         Быстро найти необходимый материал

·         Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)

Использование компьютера в школе может осуществляться на различных этапах:

·         Подготовка к уроку

·         Проведение урока

·         Внеурочная работа

При подготовке к уроку учитель может:

·         Быстро найти необходимый материал

·         Подготовить презентацию к уроку (особенно это необходимо, когда на уроке используется большой иллюстративный материал)

·         Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)

·         Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера

·         Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)

Второй этап - проведение урока.

·         Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным

·         Слайды могут сопровождать лекцию учителя

·         С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)

Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка)

   Учитель выступает организатором творческой поисковой  и исследовательской деятельности учащихся.

·         Подготовить звуковой материал (это возможно при наличии диктофона в компьютере и микрофона. Записав текст словарного или выборочного диктанта, перфокарты, и т.д., учитель может освободить себе время на уроке и разнообразить формы урока)

·         Можно создать документальный фильм, использовав изображения, звукозаписи, видеозаписи компьютера

·         Также можно создавать таблицы, опорные конспекты, алгоритмы рассуждений (это может быть и домашним заданием для учащихся)

Второй этап - проведение урока.

·         Фотографии, видео, рисунки дают возможность эстетизировать урок, сделать материал наглядным

·         Слайды могут сопровождать лекцию учителя

·         С помощью заранее созданных тестов могут проводиться разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)

Третий этап - внеурочная работа (на факультативах, дополнительных занятиях, занятиях кружка)

   Учитель выступает организатором творческой поисковой  и исследовательской деятельности учащихся. 

Категория: ИКТ на уроках | Добавил: lida (20.10.2012)
Просмотров: 2184 | Теги: методическая работа, ИКТ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск по сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0