Приемы применения ИКТ на уроках
(выступление на заседании МО учителей русского языка и литературы, 2010 г.)
Выделяются на уроках русского языка и литературы такие
приемы применения компьютерных технологий на уроках русского языка и
литературы:
1. Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения
знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного
(1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку
"Фраза"). Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по
конкретной предметной области, требующее однозначного ответа.
Для учителя тест служит
средством внесения различного рода изменений, направленных на совершенствование
учебного процесса, а также вспомогательным средством для текущего индивидуального
контроля знаний, дидактическим средством для обучения, в том числе и
дистанционного.
Школьники с
удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и
ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Может
воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок, что
даёт возможность проанализировать, насколько глубоко он усвоил данный материал.
В случае неудовлетворённого результата школьник может вернуться к тестированию
после повторного прохождения курса или уточнения отдельных вопросов. Благодаря
этому учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.
2. Программные средства обучающего характера, предназначенные для обучения
передачи учебной информации. Эти программные средства подразумевают диалог
ученик - компьютер, в ходе которого ученик приобретает навыки работы по
предложенному плану, инструкции, при этом контроль за их выполнением и
управление ходом обучения осуществляет компьютер.
3. Электронные учебники и электронные конспекты уроков, которые имеют
гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные
эффекты.
4. Медиатексты в электронном формате (компьютером, Интернетом).
Художественные тексты применяются на уроке для анализа поэтического или
прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности
компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и
синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает
самостоятельно или в парах т.к. на каждой парте есть текст художественного
произведения (по возможности)
5. Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, используя словари,
энциклопедии, представленные на дисках (например: "В.И. Даль. Толковый
словарь живого великорусского языка", "Русские словари",
"Большая русская биографическая энциклопедия"), создают слайды по
следующим разделам:
- словарно-орфографическая
работа;
- работа с
литературоведческой статьей;
- обзор творчества поэта,
писателя;
- подготовка доклада о
писателе, поэте;
- изучение любого раздела
языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).
Создание слайдов с графическим изображением (ученики в
ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы
действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе
закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные
таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).
Активно можно использовать на уроках разного вида
диаграммы, которые дают возможность в наглядном виде увидеть результат работы
ученика по решению учебной задачи или проблемы. Например: при изучении раздела
"лексика" учащиеся знакомятся со словарным запасом слов. В
предложенном тексте находят слова, входящие в активный словарь, и слова,
входящие в пассивный словарь: неологизмы, архаизмы, историзмы. Итог работы -
диаграмма, которая демонстрирует соотношение активного и пассивного словаря в
данном тексте. Или ученики проводят опрос, в ходе которого задают вопросы,
связанные с лингвистикой или филологией, обрабатывают полученную информацию,
наглядно представляют в виде диаграммы (это домашнее задание)
6. Использование учителем при объяснении учебного материала информации,
заимствованной из сети Интернет. Также можно осуществлять проблемное обучение
посредством поиска информации в сети Интернет для подготовки домашнего задания,
для написания реферата, научно- исследовательской работы. Работа в сети
Интернет предоставляет неограниченные возможности творчества для учителя и
учеников, дает возможность использовать накопленный мировой опыт и знания в
области образования, науки и культуры. Использование Интернета способствует
формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору,
анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций
(составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес
учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и
дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для
саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством
для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.
7. Выполнение творческих работ – создание учащимися собственных презентаций
дома..
8. Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной части.
Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала,
акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и
разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки,
цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом
формируется учебно-информационные умения и навыки.
Итоги использования компьютерных
технологий таковы:
·
повышение эффективности
обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по
поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке
·
осуществление
индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для
себя скоростью)
·
расширение объёма предъявляемой учебной
информации
·
обеспечение гибкости
управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы)
·
улучшение организации
урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве)
·
повышение качества контроля
знаний учащихся и разнообразие его формы
·
включение учащихся в
коллективную деятельность в парах, в группах
·
повышение интереса
ребенка к изучению предмета и к учению в целом), улучшение качества
образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение
школьников и педагогов в современное пространство информационного общества,
самореализации личности учащегося.
|